Запуск новой продуктовой линейки, расширение географии деятельности, естественное устаревание айдентики, смена позиционирования компании — это далеко не полный список причин для разработки или обновления бренда. А значит, каждый предприниматель рано или поздно сталкивается с необходимостью поиска надежного брендингового агентства. Как не ошибиться и не пожалеть о сделанном выборе? В сегодняшней статье расскажем о самых важных критериях оценки исполнителей, которые помогут вам принять верное решение.
Фрилансер, студия, агентство: определяем тип разработчика
Ограниченность в средствах на старте проекта — распространенное явление. Поэтому в желании сэкономить нет ничего удивительного. Именно этим объясняется востребованность частных специалистов и дизайн-студий. По сравнению с брендинг-агентствами их услуги стоят в десятки, а иногда и в сотни раз дешевле. И кажется, зачем переплачивать за то, что можно получить за меньшие деньги?
На этом месте сделаем небольшую паузу и напомним крылатое выражение, которое вы наверняка слышали. «Сделаем быстро, качественно, недорого. Выберите любые два условия». Это фраза справедлива для всех видов работ, и брендинговые услуги не являются исключением. Выбирая «недорого», нужно быть готовым жертвовать качеством или скоростью разработки. А часто и тем, и другим.
Брендинговое агентство — это, прежде всего, команда. Как правило, в штате компании имеются маркетологи, стратеги, дизайнеры, арт-директора, копирайтеры и иные специалисты. Работая в тесном сотрудничестве, они способны качественно и достаточно быстро решить любую задачу, связанную с созданием позиционирования, коммуникационной стратегии, дизайна, других составляющих бренда или же с его комплексной разработкой.
Преимущества сотрудничества с брендинговым агентством видны невооруженным глазом. К примеру, стоит отметить такие аргументы в пользу компании, как:
-
широкий спектр услуг — от создания дизайна упаковки (этикетки) до комплексных работ по брендингу;
-
высокий уровень компетенций, позволяющий создавать эффективные бренды, приносящие прибыль своим владельцам;
-
гарантия качества проделанной работы, обусловленная не только профессионализмом, но и заботой о репутации агентства;
-
официальная работа с соблюдением требований законодательства РФ, в том числе в отношении передачи прав на все элементы разработанного бренда.
Очевидно, что фрилансеры выигрывают у агентств только в цене. Их работа обходится заметно дешевле. Однако качество услуг хотя и не всегда, но страдает. Последнее объясняется не только недостаточной подготовкой (среди частных специалистов изредка встречаются и настоящие профессионалы), но и самостоятельной работой. Один человек просто не потянет тот объем элементов, которого требует качественное создание бренда.
Альтернативой фрилансерам и брендинговым компаниям выступают дизайн-студии. Как правило, их услуги стоят дороже, чем у фрилансеров, но дешевле, чем в агентствах. Многие из них располагают обширным штатом, а также передают права на разработанные элементы. Но есть и плохая новость — их основной специализацией является дизайн. Как следствие, страдает качество маркетинговых исследований, создания позиционирования и коммуникационной стратегии, подготовки мероприятий по продвижению бренда и т.д.
Если учесть все сказанное выше, напрашивается вывод: для заказа брендинговых услуг стоит обратиться в брендинговое агентство. И это действительно так! Да, работа его специалистов обойдется дороже. Но и отдача будет намного больше.
На что обратить внимание при поиске исполнителя? Топ-5 критериев выбора брендингового агентства
Итак, с типом разработчика определились. Осталось выбрать конкретное брендинговое агентство, которому вы доверите создание бренда. Часто случается так, что критически важную роль в принятии решения в пользу той или иной компании играет стоимость услуг. Такой подход хотя и понятен, но ошибочен. Чтобы не потратить деньги зря и избежать разочарований, стоит обратить внимание на следующие особенности агентства:
-
Качественное портфолио
Знакомство с ранее реализованными проектами позволяет понять примерный уровень агентства и оценить компетентность его специалистов. Но при изучении портфолио стоит учитывать три момента.
Прежде всего, это качество оформления раздела. Логотип и изображение фирменной символики — это не портфолио. Каждый выполненный проект должен иметь подробное описание. Поставленные задачи, пожелания клиента, предложенные варианты, обоснования решений, каких результатов удалось добиться — чем больше деталей представлено в описании проекта, тем лучше.
Второй нюанс, требующий внимания при изучении портфолио, тоже связан с описанием. Нужно учитывать, что логотипы крупных корпораций в разделе «Клиенты», далеко не всегда указывают на то, что брендинговая компания принимала непосредственное участие в создании их брендов. Часто это говорит только о том, что она выполняла какие-то отдельные работы. Например, проводила фудсъемку для упаковки или обрабатывала фотографии.
И наконец еще один момент — количество реализованных проектов. Чем больше выполнено заказов, тем обширнее опыт. Как следствие, возрастают шансы на успешную разработку сильного и по-настоящему эффективного бренда.
-
Место в рейтингах
Участие в конкурсах, полученные награды, отзывы клиентов, качество реализации проектов — эти и другие параметры учитываются при составлении различных отраслевых рейтингов. Изучив последние, легко узнать лучшие брендинговые агентства России в тех или иных номинациях. К примеру, планируя заказать разработку этикетки и упаковки, можно обратиться в компанию, которая стала первой в категории «упаковка».
Свой топ брендинговых агентств России составляют отраслевые журналы, порталы, ассоциации, консалтинговые фирмы и отдельные компании. Наибольшим авторитетом пользуются Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), рекламный портал Sostav, Рейтинг Рунета и рейтинг Brand Hub. Агентствам, занявшим первые места в их рейтингах, доверяют компании-клиенты с мировым именем.
Обратите внимание! Случается, что топ не отражает объективную ситуацию. Обычно это происходит в тех случаях, когда он создается с рекламной целью или для продвижения какой-либо компании. Чтобы не попасться на удочку не совсем честных маркетологов, не стоит принимать во внимание рейтинги, опубликованные в малоизвестных изданиях. Доверяйте проверенным игрокам брендингового рынка, которые дорожат своей репутацией. К примеру, можно ориентироваться на решения перечисленных в предыдущем абзаце ассоциаций и фестивалей.
-
Участие в отраслевых мероприятиях
Профильные конкурсы задают вектор развития, формируют тренды коммерческого дизайна и брендинга в целом. Участие в таких мероприятиях ценно уже само по себе. А полученные награды говорят о том, что агентство понимает, как эволюционирует индустрия, предугадывает направление развития и действует на опережение.
Что это дает бизнесу? Прежде всего, уверенность в завтрашнем дне. Профессионально разработанный бренд долго остается актуальным и не требует ребрендинга. С одной стороны, это экономит средства заказчика. С другой, позволяет в течение длительного срока оставаться узнаваемым для потребителя.
Обратите внимание! Знакомясь с конкурсными кейсами брендингового агентства, важно различать работы для креативных и маркетинговых фестивалей. Первые по уровню эпатажа зачастую напоминают наряды с Недели высокой моды. Их задача состоит в том, чтобы продемонстрировать способность агентства находить нестандартные, по-настоящему креативные решения, а также умение воплощать их в жизнь. Вторые более приближены к реальности. Как правило, они не столь креативны, но полностью соответствуют потребностям бизнеса и хорошо решают задачи клиента.
-
Качество бренда агентства
Наличие сильного и эффективного бренда — обязательное условие для успешной работы не только торговых, производственных и иных компаний, но и брендинговых агентств. В том числе это относится к визуальной составляющей, которую проще всего оценить со стороны. Логично предположить, что, не умея представить себя клиентам, агентство вряд ли сможет профессионально разработать, например, айдентику для заказчика.
Выбирая исполнителя для создания бренда в целом или отдельных его элементов, стоит обратить внимание на фирменный стиль брендинговых агентств, визуальные коды и внешние атрибуты.
-
Активность в информационной среде
Как правило, ведущие специалисты крупных брендинговых агентств заботятся о формировании экспертного имиджа. Они ведут блоги, публикуют статьи в профильных изданиях, дают интервью представителям СМИ, принимают участие в отраслевых конференциях, занимают места в конкурсных жюри, читают лекции на различных мероприятиях. Подобная активность не только подчеркивает высокий уровень компетенций, но и помогает приобрести положительную репутацию в профессиональных кругах.
Обычно имена таких специалистов на слуху. Поэтому потенциальным клиентам не составляет труда найти необходимую информацию. В том числе это относится к предпринимателям, которые впервые озадачились выбором агентства и заказом брендинговых услуг. Затратив несколько часов, можно составить первое впечатление о специалистах, их экспертности и в целом об агентстве. Такой подход поможет избежать ошибок при поиске исполнителя для создания бренда.
В заключение отметим дополнительный критерий выбора брендинговой компании — взаимопонимание и комфорт в общении. Опыт показывает, что агентство и его сотрудники могут быть настоящими профессионалами. Но если при тесном взаимодействии вы испытываете напряжение, неловкость и другие неприятные чувства, то сотрудничество скорее всего будет не слишком удачным. В такой ситуации лучше обратиться к другим специалистам, общение с которыми проходит в положительном ключе.
Подведем итоги
Важно понимать, что ни один из приведенных выше критериев сам по себе не говорит о низком уровне агентства или непрофессионализме специалистов. Например, компания может по тем или иным причинам сознательно отказываться от участия в отраслевых конкурсах. Если она соответствует другим требованиям, то подобный отказ не говорит о недостаточной квалификации. А вот несоответствие по нескольким пунктам следует рассматривать как повод задуматься.
Остались вопросы по выбору компании или по разработке бренда? Проконсультируйтесь со специалистами агентства Depot. Имея многолетний опыт работы на рынке, мы создаем решения, которые становятся эффективным средством развития бизнеса. Звоните: +7 (495) 186-28-43.