Крым пока проигрывает в борьбе с другой меккой российского морского отдыха — Сочи. Может ли помочь Крыму создание собственного бренда помимо появления новых качественных объектов размещения и улучшения сервиса? На этот и другие вопросы ответил управляющий партнер Depot WPF Алексей Андреев.
После присоединения Крыма к России на полуостров отправились толпы туристов. В Крыму уже отдыхают около пяти миллионов человек в год, и турпоток растет. Закрытие популярных зарубежных направлений — Турции и Египта — заставит многих переориентироваться на отечественные курорты, в первую очередь на Сочи и Крым. Но Крым едва ли пока способен выиграть в борьбе у столицы Олимпиады. Морально устаревшие отели, отсутствие сервиса, плохое транспортное сообщение — с таким набором проблем Крым встречает вторую годовщину присоединения к России.
По данным министерства курортов и туризма Республики Крым, за два года пребывания Крыма в составе России количество отдыхающих там увеличилось в два с половиной раза. В этом году турпоток может вырасти еще. Крым уже сейчас работает на пике своих возможностей, и рост турпотока, который может произойти на фоне «закрытия» популярных у россиян Египта и Турции, грозит обернуться дальнейшим ростом цен и снижением качества предоставляемых услуг, которое и так оставляет желать лучшего.
Впрочем, Крым пока проигрывает в борьбе с другой Меккой российского морского отдыха — Сочи. В Крыму крайне мало качественных объектов размещения, сервис хромает, а цены не всегда ниже, как было раньше. Хорошие отели с приличным сервисом есть, но они и стоят больше. Кроме того, до полуострова по-прежнему сложно добираться, да и проблемы с электричеством, обнаружившиеся этой зимой, также могут оттолкнуть потенциальных туристов.
Бытовые проблемы — это не единственное, что отталкивает туристов. На полуострове по-прежнему мало качественных объектов размещения. В частности, в Крыму до сих пор не проведена классификация отелей, номерной фонд даже внутри одной гостиницы может быть очень разрозненным — от многоместных номеров с удобствами на этаже до настоящих «президентских» люксов под одной крышей. Это, конечно, попытка удовлетворить запросы самых разных клиентов, вот только далеко не все обеспеченные туристы хотят жить в одном отеле с теми, кто может заплатить не больше 500-1000 рублей за ночь — такова специфика этой аудитории. Разношерстность отелей вызывает проблемы с их продвижением, не все туроператоры готовы работать с такими объектами.
Помимо появления новых качественных объектов размещения и улучшения сервиса, Крыму может помочь создание собственного бренда, считают эксперты. Раньше Крым продвигался как «всесоюзная здравница», но такая реклама сейчас вряд ли сработает, а просто наличия моря и солнца уже недостаточно.
«Факторы доступности по цене отдыха и удаленности, комфорта и ассортимента услуг — необходимые, но далеко не основные. Удивить клиентов наличием моря, пляжей, отелей и катанием на банане не получится. Даже самые неискушенные российские туристы уже попробовали настоящего комфорта и сервиса на других курортах и ждут от Крыма достойного предложения, а не альтернативы на почве безвыходности ситуации», — говорит управляющий партнер брендингового агентства Depot WPF и сопрезидент Ассоциации брендинговых компаний России (АБКР) Алексей Андреев.
Продвижение Крыма может быть на руку и Сочи, считает эксперт. «Сам факт того, что Россия возвращается к традиционной конкуренции Крыма и черноморского побережья Северного Кавказа, идущей еще из советских времен, может стать драйвером развития для обеих территорий. Безальтернативность Сочи лишала этот регион импульса, и если бы не Олимпиада и некоторые другие события, мы бы до сих пор „наслаждались“ неухоженными пляжами и пиратскими чебуречными. Развитие Крыма как нового туристического направления бросает вызов соседям по Черному морю», — говорит Андреев.
По его словам, формирование полноценного туристического бренда Крыма могло бы также решить ряд политических и экономических задач. «Брендинг Крыма необходим для того, чтобы закрепить статус субъекта на международной арене, привлечь инвестиции, развить инфраструктуру, улучшить качество жизни местного населения, создать комфортные условия для бизнеса и жизни», — говорит Алексей Андреев. По его мнению, в создание полноценного туристического бренда Крыма должны включиться и государственные органы, и российский бизнес, и широкая общественность.