Создание российского национального бренда — это необходимое условие для стимулирования несырьевого экспорта, а следовательно, и экономического роста. Проект Made in Russia («Сделано в России») запустили еще в 2014 году для информационной и коммуникационной поддержки российских бизнесменов, продающих свою продукцию за границу.
Сопрезидент Ассоциации брендинговых компаний России Алексей Андреев рассказал, что десять лет назад вместе с другими специалистами в области государственного брендирования из других стран они составляли коллаж из брендов, штампов и клише, с которыми ассоциируется то или иное государство. «Европейские страны выглядели очень пестрым калейдоскопом. Берешь некую страну Икс — я специально не говорю название — и видишь большое количество автомобильных брендов, банков, авиакомпаний, лейблов футбольных клубов, рок-групп, индустрии моды, университетов. У другой страны — свой образ», — рассказал Андреев. По его словам, Россия выглядела на их фоне бледно: «Вечная зима, снег, матрешки, балалайки, Кремль и автомат Калашникова. Мы даже между собой отмечали: вот, хоть один бренд есть — автомат Калашникова».
Сейчас ситуация изменилась. Благодаря тому, что комплексное продвижение бренда «Сделано в России» стало частью национальной стратегии, сложилась синергия: сильные бренды гордятся тем, что они — российские, а страна становится узнаваемой за счет этих компаний, считает Андреев.
По его словам, Япония, которая стала своеобразным победителем в битве государственных брендов, проходила в свое время этот путь: «Мы знаем Японию как страну дисциплины, порядка и высокого качества, и японские компании подтверждают это мнение».
К слову, глава Российского экспортного центра (РЭЦ) Петр Фрадков заметил, что в мире Россию знают не только по оружию: «Многие знают Росатом, КамАЗ. Это сильные, известные бренды, которые надо использовать при продвижении бренда «Сделано в России».
«Только с начала этого года более 460 российских компаний подали заявку на участие в проекте Made in Russia», — сообщил его руководитель Михаил Садченков.
Садченков также отметил, что процесс запуска производства под брендом занимает больше года. «К сожалению, это занимает какое-то время, потому что внедрение логотипа занимает полтора-два года», — добавил он.
По его мнению, в ближайшие 10–20 лет вопросы качества при выборе продукта будут отходить на второй план. Это связано с тем, что производство автоматизируется и вся продукция будет одинаково качественной. И тут большую роль начнет играть эмоциональный бренд. «Это происходит уже сейчас. Никто не говорит, что итальянские или американские автомобили очень качественные. Но они продаются большими тиражами, потому что итальянские машины — это эмоция. Американские машины — это тоже свой бренд, своя история, свой дух. Мне бы очень хотелось, чтобы мы научились продавать наши продукты в виде эмоций и неких коммуникационных решений», — заключил руководитель проекта «Сделано в России».
В то же время министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что для того, чтобы товары, сделанные в России, были популярны за рубежом, нужно совершить три шага: повышать качество отечественной продукции, приучать к отечественному внутреннего покупателя и выходить на зарубежные рынки через все возможные ресурсы — выставки, интернет, СМИ.
«Так мы можем всецело развивать образ России за рубежом», — добавил Мантуров.