Иногда на рынке можно встретить продукты с, кажется, абсурдно высоким ценником, на которые тем не менее находятся покупатели. Управляющий партнер Depot WPF Алексей Андреев поделился мнением с «Секретом», этично ли устанавливать цену, превышающую себестоимость в десятки или даже сотни раз.
Алексей Андреев, управляющий партнер брендингового агентства Depot WPF:
У самого понятия «наценка» очень много трактовок. Но если сконцентрироваться на сути, можно однозначно сказать, что категории этики этот вопрос не касается совсем. Реализация товара или услуги по несправедливо завышенным ценам в условиях дефицита называется спекуляцией. И это не просто неэтично, а преступно. На рынках, где предложение гарантированно превышает любой спрос, где высока конкуренция, наценка становится объективным фактором, а нередко и элементом маркетинговой стратегии. За счёт наценки производители могут позиционировать свой продукт как более качественный, полезный, престижный и т. д. Массовое потребительское сознание, как «Отче наш», помнит фразу из фильма «Мимино»: «Хорошее всё дорого!» Именно поэтому в премиальных продуктах наценка существенно превышает несчастную себестоимость. А в товарах и услугах категории люкс соотношение отпускной цены и себестоимости может доходить до замечательной пропорции 100 к 1.
Цена товара или услуги в определённых видах деятельности не должна формироваться по принципу «себестоимость плюс маржа» — это узколобо. А вот принцип «спрос плюс репутация» позволяет предпринимателю быть более честным перед собой и перед рынком. Манифест звучит так: я продаю за столько, за сколько это могут по максимуму у меня купить! Именно у меня. Вдохновляет?