Ростуризм совместно с АБКР объявили о запуске второго этапа конкурса по выбору турбренда страны. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) при участии Ассоциации брендинговых компаний России (АБКР) готовятся запустить второй этап конкурса для разработки туристического бренда России. Подробности очередного этапа проекта сегодня на встрече с журналистами раскрыли руководитель Ростуризма Олег Сафонов и сопрезидент АБКР Алексей Андреев.
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) при участии Ассоциации брендинговых компаний России (АБКР) готовятся запустить второй этап конкурса для разработки туристического бренда России. Подробности очередного этапа проекта сегодня на встрече с журналистами раскрыл руководитель Ростуризма Олег Сафонов.
О необходимости создания единого туристического бренда России чиновники и профессиональное сообщество говорят давно. Дело в том, что Россия входит в десятку самых популярных туристических направлений по версии Всемирной туристской организации, но является единственной страной из этой десятки, у которой нет бренда для продвижения туризма.
Более того, из 197 стран мира почти у 150 есть туристические бренды, что делает данную проблему для отечественного рынка туризма чрезвычайно актуальной.
Чиновники неоднократно пытались решить данную проблему: так, в прошлом году глава Ростуризма Олег Сафонов официально заявил о необходимости продвигать страну на международном туристическом рынке и запустил общенациональный конкурс по выбору туристического бренда России.
Несмотря на отсутствие материальной стимуляции, за полгода на конкурс было подано свыше 100 тыс. работ, среди которых основную массу составляли любительские проекты соответствующего исполнения. Но были и работы от профессионалов - например, проект от Эркена Кагарова, который в итоге попал шорт-лист. Однако чиновники так и не смогли определиться с туристическим брендом России, пообещав вернуться к этому вопросу позже.
Не так давно — в середине мая - Sostav.ru стало известно, что Ростуризм планирует привлечь к процессу разработки национального бренда ведущую профильную ассоциацию — АБКР.
«На сегодняшний день у России как туристического направления нет бренда, в то время как из 195 стран мира 146 имеют таковой. Наличие узнаваемого бренда является непременным атрибутом страны-лидера в сфере туризма. Серьезные задачи по реализации туристического потенциала Российской Федерации, которые стоят перед нами в настоящее время, требуют безотлагательного решения этого вопроса.
Мы привлекаем к работе экспертов высочайшего уровня в сфере брендинга, чтобы получить наилучший результат, достойный нашей великой страны. Брендинговые компании, в свою очередь, благодаря участию в конкурсе получат беспрецедентное паблисити, укрепление собственного имиджа, повышение статуса в профессиональном сообществе и открытие новых бизнес-горизонтов», — отмечает руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов.
Национальный турбренд будет создаваться коллективно признанными экспертами рынка брендинга. Выбирать туристический бренд будут в несколько этапов. В рамках первого этапа, который завершился в мае, АБКР и Ростуризм сформировали конкурсную документацию, оргкомитет, определились с консультантами и членами жюри. Второй этап конкурса стартовал сегодня и продлится до конца месяца.
В рамках этого этапа оргкомитет сформирует творческую группу из профессионалов индустрии, которая в дальнейшем займется разработкой единого бренда. Вступить в рабочую группу может каждый, кто работает в индустрии брендинга. Не обойдут стороной и непрофессиональное сообщество: всем желающим оргкомитет дает возможность поделиться своими идеями, которые в дальнейшем могут быть учтены рабочей группой.
Рабочая группа (или группы - все зависит от числа желающих принять участие в проекте) будет создавать турбренд во время воркшопов. На подготовку вариантов будущего бренда у специалистов будет два месяца - июль и август 2016 года. За это время рабочая группа разработает и представит экспертному совету и жюри конкурса шорт лист из 10 вариантов бренда, каждый из которых должен включать креативную идею, логотип и слоган.
«Наличие бренда у товара или услуги ещё не является билетом в рай. Брендинг как наука — комплексная дисциплина, — отмечает сопрезидент АБКР и управляющий партнер Depot WPF Алексей Андреев. — Приведу пример: если Вы застряли на необитаемом острове и вдруг появился еще один человек, то Вы однозначно будете счастливы — хоть какой-то собеседник и живая душа. И тут уж не важно, какой у него пол, возраст и национальность. Также не имеет значения, во что он одет и как его зовут. Пусть этот Пятница хоть голым ходит!
Но совсем другое дело, если Вам (представьте это чисто гипотетически) предложат самому определиться с компаньоном для пребывания на этом острове. Я думаю, при наличии вариантов, Вы выберете самого лучшего. Скорее даже, самую лучшую, если смотреть с позиции мужчин. Так и в современных рынках. В период дефицита сгодится любой товар, способный удовлетворить потребность. А вот в эпоху изобилия, в мире товаров и услуг, неотличимых по качеству и свойствам, брендинг как раз и позволит сделать осмысленный выбор.
Туристический бренд — это комплексная стратегия, позволяющая объективно оценить ресурсы и возможности страны, изучить конкурентов, проанализировать мировые социальные, политические и экономические тренды, услышать пожелания всех целевых групп потребителей, выявить инсайты. В результате формируется платформа бренда, его позиционирование и разрабатывается коммуникационная стратегия.
На данной основе креативщики создают визуальные и прочие компоненты нового бренда, рекламисты продвигают его в различных каналах, а те, кто отвечает за качество продуктовых атрибутов туристического бренда России, решают вопросы законодательства, финансирования, строительства, управления, логистики и социальной ответственности - иными словами, изо всех сил стараются соответствовать выбранному позиционированию.
В этом случае, наличие туристического бренда страны также необходимо, как любые правила и регламенты, начиная с Конституции и заканчивая инструкцией по эксплуатации кофеварки. А вы что ли подумали, что турбренд — это просто новый красивый логотип? Ну нет же...»
Далее эстафету примет экспертный совет и жюри — они выберут 5 самых достойных работ, их которых после тестирования, выберут единственный национальный турбренд. Экспертный совет на данный момент формируется, однако уже известны имена представителе жюри. Среди них Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский, академик РАР и креативный директор Depot WPF Алексей Фадеев, генеральный директор ТАСС Сергей Михайлов, почетный президент Русского географического общества Владимир Котляков и др.
Пять работ, которые были выбраны экспертным жюри, пройдут еще один этап отбора — тестирование. До последнего этапа дойдут только три финалиста, которые в декабре 2016 будут представлены на суд общественности. Победителя обещают назвать к концу 2016 года.