18 декабря торгово-промышленная палата РФ провела Третий Всероссийский Форум семейного предпринимательства «Успешная Семья – успешная Россия!», в рамках которого была организована бренд-сессия «От “семейной компании” к “семейному бренду”», спикером на которой выступил Алексей Андреев, управляющий партнер Depot.
18 декабря Торгово-промышленная палата РФ провела Третий Всероссийский Форум семейного предпринимательства «Успешная Семья – успешная Россия!», в рамках которого была организована бренд-сессия «От “семейной компании” к “семейному бренду”», спикером на которой выступил Алексей Андреев, управляющий партнер Depot.
Алексей рассказал о брендинге, в целом, напомнил слушателям, что бренд — это не логотип, не название, не фирменный стиль, не дизайн и даже не продукт.
Это набор представлений, ассоциаций, эмоций, опытов в сознании потребителя, которые добавляют воспринимаемую ценность продукту, компании или услуге.
Зачем нужен бренд? С развитием технологий и распространением информации конкурировать только на функциональном уровне становится все сложнее - даже самый рациональный человек подвержен влиянию эмоций. В ХХ веке люди стали покупателями, в XXI - покупатели стали людьми. Востребованы новые впечатления, а не товар, исполненные обещания, а не функция, покупают новый опыт, а не услуги, и т.д
Роль брендинга на старте бизнеса (и не только) недооценена. Выход на рынок без сформированного бренда будет сложным.
Говоря о семейном бизнесе, Алексей выделил его преимущества и сложности.
К плюсам можно отнести: легкий вход, партнерство, доверие, традиции, удобство (со своими всегда проще), капитализация, возможности для подрастающих членов семьи.
Среди минусов: дефицит «рычагов», риски для репутации, непрофессионализм, конфликт в семье, наследование, банкротство.
В выступлении были приведены примеры семейных бизнесов, разделенных Алексеем на кластеры:
—Забота о себе: как пример — украинская компания TOP Cosmetics, которая реализует косметику и самостоятельно её тестирует. Дочки разных возрастов рекламируют косметику на аудиторию сверстников, их мама рассказывает о средствах для омоложения, а папа вещает об уходе для мужчин.
—Кластер «экофермы»: бренд «Семейное дело» братьев Чебурашкиных. Это яркий пример выстроенного бренда — потребителю рассказывают что здесь делают, как, для кого, и как отличаются от остальных.
—Сладкая жизнь: семейная кондитерская Сергея Жукова «Любовь и сладости» - немного глянцевая история, но сопричастность самих основателей делает бренд сильным
—Сыроварня: Истринская сыроварня (Олег Сирота) — любовь к природе, добру, сыру. Некоторые потребители отмечают, что эти ценности не бьются с итоговой высокой ценой продукции.
—Снеки: Гузель Латыпова и ее брат Раиль основали компанию «Экоснеки» с выстроенным брендом.
—Швейное дело: братья Дмитрий и Михаил Шалыгины, Эко-текстиль — компания, которая использует тренд на экологию.
—Кластер «что угодно»: YouTube канал «Crazy family» - это семья которая производит несколько видов YouTube продуктов: влоги, распаковки и т.д. И это тоже семейный бизнес.
—Кластер «немцы»: владельцы бизнеса — немцы, а значит бизнес вызывает ассоциации: аккуратность, хозяйственность, качество. Хороший пример бренда — «ЭкоНива» и её основатель Штефан Дюрр.
—Династии: бизнесы, в которых придумывают новые традиции и поддерживают старые.
Бренд «FoodCode» - семейный бизнес Дмитрия и Марии Ивановых. Мария раньше работала в семейной компании, а теперь вместе с мужем основала свою. Их бренд — это новое отношение к еде, замах на революцию в самом продукте, в брендинге: позиционирование, сайт, упаковка.
Бизнес с фокусом на семье начал движение, это вызывает накопительный эффект: выразительные бренды мотивируют других участников рынка инвестировать в развитие, вызывают желание повторить или улучшить опыт коллег.
Запись выступления доступна по ссылке.