VC.ru: «Каждый отец хочет, чтобы его состояние осталось в семье»

Дата публикации: 20.05.2016

20 мая 2016 года миллиардер и основатель «Альфа-групп» Михаил Фридман заявил, что не собирается передавать своё состояние собственным детям в качестве наследства. С аналогичным заявлением выступил в колонке для издания Forbes и предприниматель Александр Мамут. Редакция vc.ru узнала, что думает о подобных решениях управляющий партнер брендингового агентства Depot WPF Алексей Андреев.

«Вопросы передачи наследства, как и вообще, тема «отцов и детей» не могут быть линейной процедурой. Огромное количество факторов влияет на развитие данного сюжета: от национальности и вероисповедания до модных трендов и конъюнктуры рынка. Это такая же чёрная дыра и сплошное враньё, как и отношения мужчины и женщины. Все запутано, универсального ответа не существует. И правды не существует, а, заодно и справедливости. Люди находятся во власти страстей, а на вечные заповеди смотрят с унылым пониманием.

Каждый отец хочет, чтобы его состояние осталось в семье, и это факт. Это базовый принцип. Маргинальные же истории передачи всех средств на благотворительность — редкость и не представляют интереса для статистики, а групповая драка бывших жён и детей за наследство — это пошлая бытовуха и совсем другая тема.

Нормальный отец хочет дать ребенку шанс состояться как личности. Для этого он инвестирует в учебу, воспитание и безопасность любимого дитя. При этом он как огня боится вырастить нарцисса и баловня судьбы. Я часто наблюдаю, как дети «больших пап» находятся в спартанских условиях, их помещают даже в более суровую среду, нежели обычных детей.

Но всё равно, пусть даже наследник ездит на ржавых «Жигулях» и живёт на съёмной квартире, учится на повышенную стипендию и разгружает вагоны по ночам, всё равно папино состояние ждет его. В какой форме? Это не важно. Умные отцы дают возможность своим детям развиться и повзрослеть, до поры не подпуская к золотому сундуку. Но в итоге все сказки заканчиваются одинаковым хэппи-эндом.

Особенно эффектно выглядят истории, когда 30-летний учитель физики в школе или бренд-менеджер средней руки однажды утром просыпаются председателями совета директоров глобальной компании. Приятный шок, что и говорить. Тем более, что ожидая своего часа, многие «золотые дети» начинали уже всерьёз дёргаться и беспокоиться — а вдруг папа сошёл с ума и ничего им не оставит?

В среднем и малом бизнесе картина мира принципиально иная. Там большинство детей не хочет наследовать дело отца. Причина проста: дети «средних русских» живут в очень комфортных условиях, наслаждаясь благами и комфортом, и мечтают о кресле председателя «Сбербанка» — не меньше. При этом они видят, что папин хлеб — не из лёгких. Именно поэтому на официальное предложение взволнованного отца возглавить семейную ферму, типографию, частную школу или брендинговое агентство, сын морщится, крутит у виска и сочувственно хлопает папашу по плечу, мол, вот уж нет, сам рули своими проблемами. В этом вся драматургия.

Дети олигархов в итоге куда более полезны для прогресса и развития страны, нежели юные пижоны из среднего класса.

А ответ на вопрос, кому оставлять наследство, однозначный. Просто нужно смотреть на него хотя бы в среднесрочной перспективе. Тогда сразу отпадают всякие интеллигентские всхлипы вроде «мой сын должен добиться всего сам, и томика Пастернака в качестве наследства вполне достаточно».




456 клиентов доверили нам 5921 проект. Среди них:

А это последние наши работы: