Совместно с командой брендингового агентства Depot WPF редакции What The Pack продолжает публиковать эксклюзивные интервью с директорами компаний, входящих в содружество GLBA. Вы уже познакомились с компаниями из Китая, Южной Африки и Турции, теперь к проекту подключается Бразилия в лице Марго Дои Такеды, основателя и креативного директора агентства A10.
Совместно с командой брендингового агентства Depot WPF мы продолжаем публиковать эксклюзивные интервью с директорами компаний, входящих в содружество GLBA — Global Local Branding Alliance. В рамках цикла семь профессионалов из семи стран расскажут о специфике национального рынка и особенностях потребительских предпочтений, о том, что работает и не работает в местном брендинге, — и о качествах, которыми должен обладать дизайнер, желающий поработать в другой стране.
Вы уже познакомились с компаниями из Китая, Южной Африки и Турции, теперь к проекту подключается Бразилия в лице Марго Дои Такеды, основателя и креативного директора агентства A10.
— В середине девяностых, когда появилось А10, на бразильском рынке действовало лишь несколько дизайн-студий, предлагавших преимущественно графические решения. Услуги бренд-дизайна заказывали в основном у рекламных или промоушн-агентств.
Около 10 лет назад ситуация изменилась: в Бразилию пришли международные дизайн-компании, а вместе с ними — понятия стратегии бренда и брендинговых услуг в принципе. Тогда о дизайне впервые заговорили не просто как об «обертке», а как о значимой части бизнес-стратегии. А три года назад в арсенале местных компаний появился еще один инструмент — дизайн-мышление: методика, которая позволяет агентствам и производителям заботиться об инновационных брендах как о самом важном активе.
Я влюбилась в дизайн, еще когда сотрудничала с рекламными агентствами DPZ&T и DM9DDB в восьмидесятых: поняла, что хочу инвестировать в него, поскольку это мощнейший инструмент, способный изменить наш мир. В тот момент у большинства бразильских производителей не было ни стратегий, ни креативных концепций, которые они могли бы убедительно донести до потребителя. Я считаю, что нам удалось вывести на рынок принципиально новый дизайн упаковки: более умный, более привлекательный. Мы помогали и помогаем компаниям выразить свою сущность, свои ценности и потребности.
Мне кажется, у бразильской упаковки нет уникального облика. Для нашей страны вообще характерны смешение разных культур, сосуществование разных социальных классов. В каждом регионе здесь присутствует несколько стилей жизни.
Собственно бразильского в упаковке не так много. Скорее, наблюдается огромное влияние американского дизайна, а определенных сегментах — еще и европейского. Пожалуй, можно выделить два основных тренда. Первый — простой, кустарный дизайн с иллюстрациями: наш потребитель хочет видеть именно то, чем является продукт. Второй — умный и экологичный дизайн. Хотя здесь это стоит очень дорого, производители понимают, что такой подход создает дополнительную ценность для продукта.
Любопытно, что средний и низший средний класс предпочитают красочный и жизнерадостный дизайн: им хочется, чтобы упаковка еды и напитков возбуждала аппетит. А высший класс предпочитает более «чистые» и «ручные» концепции — с акцентом на простоту и нотками ностальгии.
С каким бы количеством брендов и компаний ты ни работал, каждый проект должен быть уникальным. Поэтому прежде чем начать, мы досконально изучаем продукт, проясняем позиционирование, определяем рынок и целевую аудиторию — ее стиль жизни, потребности, пожелания, заботы. По моему опыту, здесь бывают сложности на клиентской стороне: уже на стадии брифинга понятно, что у компании нет четкого понимания стратегии.
В упаковке крайне важна форма: она не только передает сущность бренда и позволяет создать неповторимый облик, но и влияет на стоимость продукта, а значит — и на экономику, и на прибыль компании.
Я уже 20 лет занимаюсь дизайном, и считаю, что мы должны непрерывно искать новые методы, пробовать инновационные стратегии. Поэтому и в команду я подбираю по-настоящему креативных сотрудников, открытых новому, тонко чувствующих — и обладающих предпринимательской жилкой.
5 важнейших агентств Бразилии по мнению Марго Дои Такеды:
Future Brand, Team Creatiff, Ana Couto Branding, Tátil, Oz Design