Мировые производители безалкогольных газированных напитков встревожены: продажи сладкой воды снижаются во многих странах, в том числе и на родине продукта, в США. Главной причиной падения эксперты называют пропаганду здорового образа жизни и борьбу с лишним весом. В России тема правильного питания тоже стала популярной, но спрос на газировку сокращается не столь стремительно. Алексей Фадеев прокомментировал ситуацию на рынке корреспонденту журнала «Однако» Наталье Новопашиной.
Мировые производители безалкогольных газированных напитков встревожены: продажи сладкой воды снижаются во многих странах, в том числе и на родине продукта, в США. Главной причиной падения эксперты называют пропаганду здорового образа жизни и борьбу с лишним весом. В России тема правильного питания тоже стала популярной, но спрос на газировку сокращается не столь стремительно. Алексей Фадеев прокомментировал ситуацию на рынке корреспонденту журнала «Однако» Наталье Новопашиной.
«Поколение пепси» уже выросло, а новое выбирает другие ценности. По данным исследования TNS Marketing Index, если во второй половине 2001 года газировку пили 72,6% россиян старше 16 лет, то во втором полугодии 2012 года — лишь 49,7%. Как отмечают в «TNS Россия», основные потребители шипучки люди в возрасте 16–34 лет. Исследование проводилось среди лиц старше 16 лет, поэтому в выборку не попали дети, но не секрет, что популярность газировки среди самого младшего поколения велика. Однако большинство современных родителей пытаются оградить детей от потребления этого напитка.
С каждым годом все большую популярность приобретают сокосодержащие и спортивные напитки, холодные чаи, энергетики. «Доля каждой отдельно взятой категории пока невелика, но в целом они растут, отбирая доли у газировщиков и производителей соков», — отмечает творческий директор брендингового агентства Depot WPF, академик Российской академии рекламы (РАР) Алексей Фадеев. Эти выводы подтверждаются данными компании BusinesStat. Конечно, по объемам рынок холодного чая, например, меньше рынка колы в десять с лишним раз. Однако в отличие от сегмента газировки и даже кваса он уверенно вырос не только в «жарком» 2010 году, но и в последующем. Так, в 2010 году продажи холодных чаев в России увеличился на 10,6%, а в 2011 году еще на 16% — до 319,03 млн лит ров. Данные за 2012 год пока не подведены, но, по мнению Дмитрия Петрова, рост продаж данного продукта составил не менее 15%. Стабильно растут продажи минеральной столовой воды (порядка 7%), что объясняется тягой к здоровому образу жизни. Перспективными эксперты считают энергетические напитки: в 2011 году продажи выросли на 24%, однако не стоит забывать, что это относительно новый продукт для нашей страны, с изначально небольшим объемом продаж.
Процесс замещения газировки другими безалкогольными напитками будет идти достаточно медленно. Ведь в свое время большой успех предрекали соковому рынку и рынку квасов. Однако они давно достигли пределов насыщения. Квас оказался сезонным напитком. От соков многие потребители стали отказываться, когда цена перестала соответствовать качеству, к тому же появилась информация, что соки не менее вредны для здоровья, чем лимонады из-за высокого содержания в них быстро усваиваемых сахаров.
Получается, что мировым производителям воды сложно будет выживать даже за счет диверсификации деятельности, ведь они уже давно работают во многих смежных сегментах (соки, квас, спортивные напитки и пр.), которые также стагнируют, за исключением разве что питьевой воды. Как считает Татьяна Войнова, рынок лимонадов и кол будет стабилен, резкого падения продаж не ожидается. В то же время можно предположить, что падение спроса на газировку ускорится.
Снижение продаж неизбежно спровоцирует производителей к принятию неотложных мер. Им придется пересмотреть свою политику продвижения продукта. Сегодня основной упор делается на прямую рекламу, но производителям уже стоит задуматься о том, чтобы выйти непосредственно к потребителю. Проводить акции в магазинах, ресторанах, ночных клубах. Ведь на волне борьбы за здоровый образ жизни прямая реклама может восприниматься негативно: когда много пишут о вреде того или иного продукта, его реклама поневоле вызывает раздражение. Акции в месте продаж, напротив, маскируют этот негатив. Вот только производителям важно не проворонить момент, когда спрос на газировку начнет резко снижаться.